Духовное Управление Мусульман Казахстана
ЧУ "КОЛЛЕДЖ МЕДРЕСЕ АСТАНА"
Официальный сайт
Главная / Колледж / Колледж без коррупции

Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст. 27.
      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создан контент.

Содержание

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики в Республике Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Законе
      Понятия, содержащиеся в настоящем Законе, применяются в следующем значении:

      1) административно-хозяйственные функции-право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе организации, предоставленное в порядке, установленном законом Республики Казахстан;

      1-1) лицо, занимающее ответственную государственную должность – - лицо, занимающее должность, установленную Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента Республики Казахстан, судья, а равно лицо, занимающее в соответствии с законодательством Республики Казахстан О государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса "А" ;

      2) должностное лицо-лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

      2-1) лицо, выполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, – лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях;

      3) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций – -государственный служащий, депутат маслихата, а также лицо, временно исполняющее обязанности, предусмотренные государственной должностью, до назначения на государственную службу в соответствии с законами Республики Казахстан О государственной службе;

      4) лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, – лицо, избранное в органы местного самоуправления; гражданин, зарегистрированный в установленном законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборного органа местного самоуправления; служащий, постоянно или временно работающий в органе местного самоуправления, оплата труда которого производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лицо, выполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, а также лицо, уполномоченное принимать решения по организации и проведению закупок, в том числе государственных, либо ответственное за отбор и реализацию проектов, финансируемых из средств государственного бюджета и Национального фонда Республики Казахстан, занимающее в указанных организациях должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения, служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств,, служащих уполномоченного органа по контролю и надзору в сфере гражданской авиации; служащих уполномоченной организации в сфере гражданской авиации, действующих в соответствии с законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации;

      5) конфликт интересов-противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей;

      6) коррупция-незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп этих лиц путем предоставления;

      7) антикоррупционная политика-правовые, административные и организационные меры и иные меры в соответствии с настоящим Законом, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов;

      8) антикоррупционные ограничения-ограничения, установленные настоящим Законом и направленные на предупреждение коррупционных правонарушений;

      9) противодействие коррупции-деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах своих полномочий по предупреждению коррупции, в том числе формированию антикоррупционной культуры в обществе, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и устранению их последствий;

      10) уполномоченный орган по противодействию коррупции-государственный орган и его территориальные подразделения, осуществляющие формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан и координацию в сфере противодействия коррупции – а также предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений;

      11) коррупционное правонарушение-действие (действие или бездействие)в противоправном, виновном виде, содержащее признаки коррупции, за которое законом установлена административная или уголовная ответственность;

      12) коррупционный риск-возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;

      13) предупреждение коррупции-деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер;

      14) организационно-распорядительные функции-право издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными по службе, а также применять в отношении подчиненных меры поощрения и дисциплинарные взыскания, предоставленное в порядке, установленном законом Республики Казахстан;

      Примечание. Статья 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2019 № 249 - VI (вводится в действие с 01.08.2019); от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020); от 26.11.2019 № 273-VI (вводится в действие с (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 06.10.2020 № 365-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1.Настоящий закон действует на территории Республики Казахстан в отношении физических и юридических лиц. За пределами Республики Казахстан настоящий закон применяется в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.

2.уголовные ответственность и наказание за коррупционные преступления предусмотрены Уголовным кодексом Республики Казахстан, административные ответственность и взыскание за административные коррупционные правонарушения – кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан О противодействии коррупции
1.законодательство Республики Казахстан О противодействии коррупции основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2.Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Противодействия коррупции, основные принципы действия
Противодействие коррупции:

1) законность;

2) приоритет защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) гласность и прозрачность;

4) взаимодействие государства и гражданского общества;

5) системное и комплексное использование мер противодействия коррупции;

6) приоритетное применение мер предупреждения коррупции;

7) поощрение лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;

8) неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений осуществляется на основе принципов.

Статья 5. Цель и задачи противодействия коррупции
1.целью противодействия коррупции является искоренение коррупции в обществе.

2. достижение цели противодействия коррупции заключается в следующем:

1) формирование в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции;

2) выявление условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранение их последствий;

3) укрепление взаимодействия субъектов противодействия коррупции;

4) развитие международного сотрудничества по противодействию коррупции;

5) решения задач выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.

Глава 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Статья 6. Система мер противодействия коррупции
Система мер противодействия коррупции:

1) антикоррупционный мониторинг;

2) анализ коррупционных рисков;

3) формирование антикоррупционной культуры;

3-1) проведение научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) выявление норм коррупционного характера при проведении юридической экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов;

6) финансовый контроль;

7) антикоррупционные ограничения;

8) предотвращение и разрешение конфликта интересов;

9) проведение мероприятий по противодействию коррупции в сфере предпринимательства;

10) выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений;

11) информирование о коррупционных правонарушениях; ;

12) устранение последствий коррупционных правонарушений;

13) формирование и опубликование Национального доклада о противодействии коррупции.

Примечание. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.11.2019 № 273 - VI (вводится в действие с 01.01.2020).
Статья 7. Антикоррупционный мониторинг
1.антикоррупционный мониторинг – деятельность субъектов противодействия коррупции по сбору, обработке, обобщению, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, а также восприятия и оценки обществом уровня коррупции.

2.целью антикоррупционного мониторинга является оценка правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции.

3.источниками антикоррупционного мониторинга являются правовая статистика и обращения физических и юридических лиц, сведения неправительственных и международных организаций, данные социологических опросов и публикации в средствах массовой информации, а также иные не запрещенные законом источники информации.

4.результаты антикоррупционного мониторинга могут являться основой для проведения анализа коррупционных рисков, а также совершенствования мер, направленных на формирование антикоррупционной культуры.

5.Положения настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных государственных органов.

Статья 8. Анализ коррупционных рисков
1. анализ коррупционных рисков (внутренний и внешний) – выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

2. внешний анализ коррупционных рисков проводится уполномоченным органом по противодействию коррупции в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора;

2) выявления коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора.

Уполномоченный орган по противодействию коррупции вправе привлекать к проведению внешнего анализа коррупционных рисков специалистов и (или) экспертов иных субъектов противодействия коррупции.

По результатам внешнего анализа коррупционных рисков государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора принимают меры по устранению причин и условий возникновения коррупции.

3. действие пункта 2 настоящей статьи распространяется на отношения в сферах:

1) высшее надзором прокуратуры, осуществляющих;

2) досудебное производство по уголовным делам;

3) к производству по делам об административных правонарушениях;

4) к правосудию;

5) в оперативно-розыскную деятельность;

6) в уголовно-исполнительную деятельность;

7) контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан О государственных секретах.

4.положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных государственных органов.

5.государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора осуществляют внутренний анализ коррупционных рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Типовой порядок проведения внутреннего анализа коррупционных рисков определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.

Примечание. Статья 8 с изменениями, внесенными Конституционным Законом РК от 03.07.2017 № 86 - VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


Статья 9. Формирование антикоррупционной культуры
      1.формирование антикоррупционной культуры – деятельность субъектов противодействия коррупции, осуществляемая в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающих нетерпимость к коррупции.

      2. формирование антикоррупционной культуры осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера.

      3.антикоррупционное образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного развития личности и формирования активной гражданской позиции неприятия коррупции.

      4.информационная и организационная деятельность реализуется путем проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации, организации социально значимых мероприятий, государственного социального заказа в соответствии с законодательством Республики Казахстан и иных мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Статья 10. Антикоррупционные стандарты
      1.антикоррупционные стандарты – установленная для обособленной сферы общественных отношений система рекомендаций, направленная на предупреждение коррупции.

      2.антикоррупционные стандарты разрабатываются государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора с участием общественности и учитываются при разработке законодательства и правоприменительной практике.

Статья 11. Меры финансового контроля
      1. в целях осуществления мер финансового контроля лица, определенные настоящей статьей, представляют следующие декларации физических лиц:

      1) декларацию об активах и обязательствах;

      2) декларацию о доходах и имуществе.

      2. декларацию об активах и обязательствах:

      1) кандидаты в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления и их супруги-до регистрации в качестве кандидатов;

      2) лица, являющиеся кандидатами на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, и их супруги – до вынесения акта о назначении на должность должностного лица (органа), имеющего право назначения на должность (по состоянию на первое число месяца представления декларации), за исключением лиц, указанных в подпункте 1) настоящего пункта. 

      3. декларацию о доходах и имуществе:

      1) лиц, занимающих ответственную государственную должность, и их супруги (супруг (супруга));

      2) лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;

      3) должностные лица и их супруги;

      4) лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги.

      4.в случае приобретения в течение отчетного календарного года имущества, определенного Налоговым законодательством Республики Казахстан, лица, указанные в пункте 3 настоящей статьи, указывают в декларации о доходах и имуществе сведения об источниках покрытия расходов на приобретение указанного имущества.

      5.декларация об активах и обязательствах составляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и представляется по форме и в порядке, определенных Налоговым законодательством Республики Казахстан.

      6.декларация о доходах и имуществе составляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и представляется по форме, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан.

      7.Сведения о представлении физическими лицами, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, Декларации об активах и обязательствах или декларации о доходах и имуществе размещаются на официальном интернет-ресурсе государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, в порядке, установленном Налоговым законодательством Республики Казахстан.

      8. наличие:

      непредставление декларации об активах и обязательствах и (или) декларации о доходах и имуществе или представление в таких декларациях неполных, недостоверных сведений, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в регистрации или отмены решений о регистрации;

      непредставление декларации об активах и обязательствах и (или) декларации о доходах и имуществе или представление неполных, недостоверных сведений в таких декларациях лицами, указанными в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями.

      непредставление декларации об активах и обязательствах и (или) декларации о доходах и имуществе или представление неполных, недостоверных сведений в таких декларациях лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния,-влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      9. установить:

      1) лица, занимающие политическую государственную должность, и их супруги;

      2) лица, занимающие административные государственные должности корпуса" А", и их супруги;

      3) депутаты Парламента Республики Казахстан и их супруги;

      4) судьи Республики Казахстан и их супруги;

      5) сведения, представленные лицами, выполняющими управленческие функции в субъектах квазигосударственного сектора, и их супругами (супругами), указанные в декларациях физических лиц, подлежат опубликованию в срок не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным календарным годом. 

      Перечень сведений, подлежащих опубликованию, определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.

      Сведения, указанные в части второй настоящего пункта, размещаются службами управления персоналом (кадровыми службами) государственных органов, организаций, Парламента Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан на официальных интернет-ресурсах.

      10.требования пункта 7 и подпунктов 1) и 2) пункта 9 настоящей статьи не распространяются на сведения, составляющие государственные секреты.

      11, физические и юридические лица, участвующие в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют отчеты обо всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий права собственника в отношении государственного имущества, в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Казахстан.

      12. поступающие в органы государственных доходов сведения, предусмотренные настоящей статьей, являются охраняемой законом тайной в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Их легализация влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      13.сведения, составляющие служебную и налоговую тайну, представляются в уполномоченный орган по финансовому мониторингу в целях и порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

      Примечание. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 26.11.2019 № 273 - VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2020 № 359-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 12. Антикоррупционные ограничения
      1. Лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностных лиц, также в целях недопущения совершения лицами, являющимися кандидатами, уполномоченными на выполнение указанных функций, действий, которые могут привести к использованию их полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах, указанные лица принимают на себя ответственность с учетом особенностей, установленных статьями 13, 14, 14-1 и 15 настоящего Закона.:

      1) осуществление деятельности, несовместимой с выполнением государственных функций;

      2) недопущение совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;

      3) использование служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;

      4) за действия (бездействие) в пользу лиц, предоставивших материальное вознаграждение, подарки или услуги, если такие действия входят в служебные полномочия лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, или эти лица в силу должностного положения могут способствовать таким действиям (бездействию);;

      5) по открытию и заведению счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан, хранению наличных денег и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан. 
Токаев Касым-Жомарт Кемелевич
Президент Республики Казахстан
Наурызбай кажы Таганулы
Верховный муфтий
Сенғазыев Қасымхан Сенғазыұлы
Руководитель управления образования
Директор
8 (7172) 76-89-67
Город Астана, район Алматы, улица Кобланды батыра 3
© 2025 Духовное Управление Мусульман Казахстана ЧУ "КОЛЛЕДЖ МЕДРЕСЕ АСТАНА"